Экспертное заключение по проекту федерального закона "О любительском рыболовстве" — Рыбалка в Марий Эл

Экспертное заключение по проекту федерального закона "О любительском рыболовстве"

3 марта 2013 - Витек

Принято на заседании
Совета при Президенте РФ
по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
25 февраля 2013 г. N 115-8/2013

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 200303-6
"О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ"

"Проект" Федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации (далее - законопроект N 200303-6), представлен в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет) на заключение Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (письмо от 24 января 2013 года N А6-454 помощника Президента Российской Федерации - начальника Управления Л.И. Брычевой).
Ранее Совет уже трижды рассматривал законопроекты, посвященные регулированию отношений любительского рыболовства:
1) проект Федерального закона "О любительском и спортивном рыболовстве" (далее - законопроект о любительском и спортивном рыболовстве), представленный в Совет на заключение заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству Н.В. Шебиной (письмо от 26 мая 2011 года N 2832-НШ/У05). Экспертное заключение принято на заседании Совета 27 июня 2011 года (протокол N 97);
2) "проект" Федерального закона N 571367-5 "О любительском и спортивном рыболовстве", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.В. Шеиным, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, А.Н. Грешневиковым (далее - законопроект N 571367-5) и представленный в Совет на заключение председателем Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Е.А. Туголуковым (письмо от 18 октября 2011 года N 3.12-6/862). Экспертное заключение принято на заседании Совета 21 ноября 2011 года (протокол N 101);
3) проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - законопроект о внесении изменений в статью 24 Закона о рыболовстве), представленный в Совет на заключение Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (письмо N А6-1894 от 23 марта 2012 года). Экспертное заключение принято на заседании Совета 23 апреля 2012 года (протокол N 107).
В законопроекте о любительском и спортивном рыболовстве, как и в последовавшем за ним "законопроекте" N 571367-5, воспроизводилась идея, заложенная в Федеральном "законе" от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) в редакции Федерального "закона" от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, о том, что на водном объекте рыбохозяйственного значения (его части), предоставленном в пользование юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для организации любительского и (или) спортивного рыболовства (рыболовный участок - в терминологии обоих названных законопроектов), любительское и спортивное рыболовство в отношении водных биоресурсов осуществляется по карте рыболова (в терминологии действующей редакции "Закона" о рыболовстве - по путевке), то есть по договору возмездного оказания услуг.
Поскольку предлагаемые обоими законопроектами нормы сохраняли недопустимые ограничения прав граждан на присвоение общедоступных водных биоресурсов, законопроекты не были поддержаны Советом по соображениям концептуального характера. В экспертных заключениях Совета также указывалось на нецелесообразность принятия отдельного федерального закона, специально посвященного любительскому и спортивному рыболовству, поскольку такой закон при наличии "Закона" о рыболовстве не может иметь самостоятельного предмета регулирования. Кроме того, с точки зрения системного развития российского законодательства, гораздо более эффективным было бы внесение недостающих положений, а также изменений в имеющееся законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
Последовавший за этим законопроект о внесении изменений в статью 24 Закона о рыболовстве учитывал главные замечания, которые были сделаны в заключениях Совета к названным выше законопроектам о любительском и спортивном рыболовстве, так как, во-первых, в нем разработчики законопроекта отказались от идеи принятия отдельного федерального закона, специально посвященного любительскому и спортивному рыболовству, а во-вторых, признали факт недопустимости ограничения конституционного по своей природе права граждан на доступ к водным объектам общего пользования и предложили нормы, которые позволяли решить созданную Федеральным "законом" от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ проблему ограничения прав граждан на присвоение общедоступных водных биоресурсов.
"Законопроект" N 200303-6 "О любительском рыболовстве", являющийся предметом рассмотрения в настоящем заключении, как следует из "пояснительной записки", подготовлен в целях установления общих принципов правового регулирования, организации и осуществления любительского рыболовства.
Несмотря на то, что законопроектом N 200303-6 "(пункт 1 части 2 статьи 8)" в качестве общего принципа провозглашается право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования, другие положения этого же проекта (в частности, "пункт 2 части 2 статьи 8", "статья 12") содержат целый ряд внутренних противоречий, создавая правовую неопределенность в отношении свободного доступа к водным биоресурсам и регулировании такого доступа.
Кроме того, "законопроект" не предлагает четкого механизма формирования и распределения рыболовных участков, на которых любительское рыболовство должно осуществляться по именному разрешению рыболова либо на основании договора возмездного оказания услуг (в рыболовном рекреационном хозяйстве), то есть "не свободно" и "не бесплатно".
"Статьи 13" - "15", "21" законопроекта N 200303-6, в которых собственно и должен был быть раскрыт указанный механизм, содержат большое число отсылочных норм к актам Правительства и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, а также к актам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что, в конечном счете, служит дополнительным подтверждением отсутствия самостоятельного предмета правового регулирования у данного "законопроекта".
При этом "законопроектом" N 200303-6 в сравнении с законопроектом о любительском и спортивном рыболовстве (май 2011 г.) предлагается увеличить максимальную долю водных объектов, на которых возможно формирование рыболовных участков в водном фонде субъекта Российской Федерации, с 5 процентов до 10 процентов. Какого-либо обоснования такого решения прилагаемая к законопроекту N 200303-6 "пояснительная записка" не содержит.
Таким образом, по существу "законопроект" N 200303-6 характеризуется теми же недостатками, которые были присущи "законопроекту" о любительском и спортивном рыболовстве и законопроекту N 571367-5.
По указанным причинам "проект" Федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве" не может быть поддержан.

Председатель Совета
В.Ф.ЯКОВЛЕВ

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий